Простолюдин, не понимая законов происхождения болезней, законов, основанных на точном познании природы и человека, почитает все болезни, сопровождаемые ужасными страданиями и продолжительностью, жертвою злых людей, завистливых к его благосостоянию. Изнурительная сухотка детей—Tabes, детская чахлость — Atrophia infantum называют в селах — стень. Не прибегая с доверенностью к врачебным средствам, более надежным, они находят утешение в тайнах, им не понятных, в чудесном веровании, вовсе для них непостижимом, и от них ожидают избавления от бед семейных, от горестей сердечных, близких его простой и кроткой душе. Бродящие обманщики, успевшие овладеть воображением наших поселян, жестоко играют сельским простодушием и не только мучат людей, им верящих, но варварски их терзают.

Надобно видеть каждому это жалкое состояние, чтобы оценить вполне семейные бедствия, проистекающие от разных толков знахарей, кудесников, ведунов, ворожей, чародеев. Напрасно в городах думают, что поселяне не лечатся, что одним сердечным соболезнованием услаждают болезни домашних. Бродячий знахарь укажет им средство, уверит в его полезности, и оно переходит из рода в род, как зло потомственное. Средства, предложенного ему за тайну от знахаря, он не разбирает: вредно ли оно? полезно ли оно? Для его ограниченного познания довольно, что есть возможность излечения.

В селах дитя, страдающее стенью, почитается уже не жильцом земным, когда благоразумный отец прибегает   только   с   теплою   мольбою   к   Царю   царей   о помиловании. Растерзанное сердце матерей страдальческим  томлением,   воображение,  напитанное  ложными чудесами, заставляет целые семейства искать отрады в суеверии, умолять об исцелении знахарей. Призванный знахарь,   как  дока,   как   знающий  всю  подноготную, берется  за врачевание.  Больное дитя, по его совету, несут в лес, ищут раздвоенного дерева, кладут его в этот  промежуток на трое  или менее  суток,  сорочку вешают   на   дерево,   потом   вынимают   его   и   ходят трижды девять кругом дерева. После этого приносят домой,  купают в воде, собранной из девяти рек или колодцев, обсыпают золою, собранною из семи печей, кладут на печь. Если дитя после сего засыпает, то это верный   признак   исцеления,   а   если   оно   кричит,   то должно умереть. Часто случается, что дитя умирает в лесу, оставленное обнаженным на открытом воздухе, или   испускает   дыхание   под   обливанием   холодной водою. Совет знахаря, это явное убийство, почитается в деревнях благодеянием.